Дополнительный мигающий стоп сигнал. NM5403Устройство управления стоп-сигналами автомобиля Дополнения к стоп сигналам схемы

Ниже представлены схемы электрических соединений стоп-сигналов в задних фонарях и стояночного тормоза (ручника) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 как с низкой так и с высокой панелью приборов.

Схема электрических соединений стоп-сигналов и стояночного тормоза автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (с низкой панелью)
схема электрических соединений стоп-сигналов и стояночного тормоза автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (с высокой панелью)

Включение-выключение стоп-сигналов происходит при помощи , расположенного под педалью тормоза.

Примечания и дополнения

— На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1995 г. в. в электрическую цепь лампы STOP и лампы уровня тормозной жидкости было встроено реле-прерыватель. При падении уровня тормозной жидкости в бачке лампы прерывисто мигали.

— Сигнальные лампы в щитке и на панели приборов

Табло STOP загорается при включении одного из сигнализаторов неисправностей без устранения которой запрещается дальнейшее движение (например, падение уровня в бачке с тормозной жидкостью).

Лампа — сигнализатор уровня тормозной жидкости. Загорается при падении уровня в бачке с тормозной жидкостью.

Лампа — сигнализатор стояночного тормоза (ручника) . Загорается при поднятии ручника.

Лампа неисправности сигналов торможения («стопов»). Загорается при перегорании лампочек в стоп-сигналах задних фонарей автомобиля или лампочек габаритного света.

Многие любители гонок F1 замечали такую особенность, как мигающий стоп-сигнал на болидах. Такой фонарь при торможении не просто горит ярким красным светом, он еще и достаточно часто моргает. И это сделано не для красоты, хотя в этом есть свой определенный шарм.

Хоть моргающий стоп-сигнал используется на болидах F1, но это не мешает использовать такое оборудование на автомобилях, предназначенных для эксплуатации на дорогах общего назначения. Ведь это не в первую очередь делается не для красоты, а повышения безопасности.

Какая польза от мигающего стоп-сигнала?

Стоп-сигнал «Формула 1» при срабатывании привлекает больше внимания, чем постоянно горящий свет. И все потому, что мигание является сильным раздражителем для глаза человека по сравнению статичного неизменного свечения. Благодаря этому мерцающий стоп-сигнал более заметен для других участников. А раз это повышает безопасность, то почему не установить такое оборудование на свой автомобиль, тем более что в конструкции такого прибора нет ничего сложного, и вполне можно изготовить мигающий стоп-сигнал своими руками. Вот только сделать это сможет автолюбитель, хоть немного разбирающийся в радиоэлектронике.

Чтобы сделать моргающий стоп-сигнал своими руками, в схему питания заднего оборудованию включается микросхема, которая и будет обеспечивать мерцание. Самая простая конструкция подразумевает, что при нажатии на педаль тормоза фонарь будет мигать с одной и той же интенсивностью. Но есть и более «продвинутые» схемы моргающего стоп-сигнала, в которых можно задавать алгоритм работы.

Виды схем

Рассмотрим, как сделать мигающий стоп-сигнал на основе микросхемы К561ЛА7. Построена эта микросхема на 4 логических элементах с обозначением 2И-НЕ. Два из них отведены по мультивибратор, а третий – инвертор, в задачу которого отделение мультивибратора от аналоговой схемы, что обеспечивает получение более четкого сигнала. В итоге получаем требуемые импульсы на выходе.



Условный обозначения: 1 - блок монтажный, 2 - выключатель, 3 - лампы в задних фонарях, А - к выводу "30" генератора

Для того чтобы исключить перегрев фар можно установить реле времени, которое будет выключать фонари если они горят более 40-60 секунд (время можно изменить подбором конденсатора и резистора). При отпускании и следующем нажатии педали фонари снова включаются, так что на безопасность вождения это никак не влияет. Принципиальная схема устройства показана на рисунке.


Схема очень проста и не содержит дорогих или редких компонентов. Подключение трехпроводное, - один провод на общий минус, а два других в разрыв провода идущего от контактного датчика педали тормоза к задним фонарям. С нажатием педали тормоза замыкаются контакты датчика D1.1-D1.2 переходит в нулевое состояние. А на выходе параллельно включенных для увеличения мощности инверторов D1.3 и D1.4 логическая единица. Транзистор VT1 открывается и дает ток на обмотку реле К1, которое дает ток на лампы (они здесь обозначены Н1 и Н2).

Конденсатор С2 медленно заряжается через резистор R2. Примерно через 40-60 секунд напряжение на нем достигает величины переключения триггера Шмитта D1.1-D1.2. На выходе D1.3 и D1.4 уровень меняется, и транзистор VT1 закрывается, а реле выключает стоп-огни. В схеме есть резистор R1, назначение которого может показаться странным, ведь он включен параллельно источнику питания.

Этот резистор нужен для того чтобы конденсатор С2 быстро разряжался после снятия напряжения питания (после отпускания педали тормоза). При этом разряд конденсатора идет по цепи - VD1-R3-R1. Время горения фонарей можно изменить подбором элементов цепи C2-R2. Реле К1 - стандартное четырехконтактное реле переднеприводных ВАЗов.

Фонари СС являются обязательным аксессуаром для каждого автомобиля. Однако в дневное время суток, особенно в солнечный день их свет становится менее ярким и заметным. Можно сделать не хитрую модернизацию и подключать для сигнализации о торможении днем еще и габаритные огни.

При торможении днем в модернизированную схему, помимо прежних двух лампочек, включаются габаритные ЕL1 и ЕL4 благодаря использованию полупроводникового диода VD2. Назначение диода VD1 не давать течь току из цепи к передним габаритным огням.

Данная схема позволит модернизировать любой стоп-сигнал в автомобиле, позволив вам диагностировать основные неисправности с лампами накаливания и информировать водителя с помощью светодиода на панели приборов.

С подачей питания в момент зажигания правая обкладка конденсатора С1 и сопротивления R3 подсоединяется к плюсу бортовой сети авто, ток через разряженную емкость С1 и подсоединенный параллельно резистор R3 следует через сопротивление R2 на диод VD1 - резистор R1 и через светодиод LED на общий. Светодиод горит 5 секунд и плавно гаснет, так как параллельно цепи R1- LED имеется шунтирующая цепочка R4 К1- спирали ламп стоп-сигнала масса.

Если произойдет обрыв цепи питания ламп или перегорели их спирали светодиод начнет гореть постоянно, так как параллельно емкости С1 имеется резистор R3, через который следует ток необходимый для горения индикатора цепь которого не шунтирована, только яркость светодиода будет чуть меньше. Если при этом водитель нажмет ногой на тормозну педаль, при исправном SA и предохранителе напряжение бортовой сети через сопротивление R4 прикладывается к R1 и светодиод начнет гореть существенно ярче.

При нажатии на педаль тормоза при исправных спиралях и цеп, сработает реле К1 и его контакты зашунтируют резистор R1 - светодиод и он гореть не будет. Также через замкнутые на массу контакты реле через диод и резистор R2 конденсатор дополнительно заряжается и при отпускании контактов реле исключаются мигания в свечениии. При правильной настройке реле при перегорании хотя бы одной лампы оно срабатывать не должно и при нажатии на педаль тормоза должен светится светодиод LED1.

При нажатии на педаль тормоза, на вход схемы поступает +12В. С ее выхода формируются короткие импульсные последовательности заставляющие мигать лампочки. Регулируя емкость конденсатора C1 или сопротивление R1 можно изменять количество вспышек и паузу между ними, a параметрами цепи C2 и R2 регулируют период вспышек.

Сопротивления R3 и R4 необходимы для надежного разряда конденсаторов при выключении.

При нажатии на педаль тормоза лампы стоп сигналов начинают работать в импульсном режиме (происходит несколько ярких вспышек ламп в течение 2-3 секунд), а затем они переходят в обычный режим работы непрерывного свечения. Т.е, при срабатывании фонари стоп-сигналов значительно сильнее привлекают к себе внимание других водителей.

C1, C7 - 0,1 мкФ; С2, С6 47 мкФ - 25 Вольт; C3, C5 - 0,01 мкФ; С4 4,7 мкФ/25 В; DA1, DA2 NE555, таймер; K1 Реле BS-115c, 12 B/12 A; R1 - 100 кОм; R2 47 кОм, подстроечное сопротивление; R3, R7, R9 - 10 кОм; R4 - 200 Ом; R5, R8 - 1 кОм; R6 22 кОм, подстроечный резистор; R10 10 Ом; VD1...VD3; 1N4148; VD4 1N4007; VT1 BD136 в корпусе ТО-126

Конструкция собрана на двух микросборках таймерах 555. DA1 включен по схеме одновибратора, а DA2 – мультивибратора. При включении напряжения питания стартует мультивибратор DA2. Частота следования импульсов, а, следовательно, частота вспышек ламп задается компонентами C4, R6 и R7. Подстроечным сопротивлением R6 можно изменять эту частоту. Одновременно с мультивибратором DA2 срабатывает одновибратор DA1. Он генерирует одиночный импульс длительностью от 0,5 до 3 секунд. Длительность импульса определяется компонентами C2, R3 и R2. Её можно регулировать при помощи подстроечного сопротивления R2. Одиночный импульс, генерируемый DA1, является стартовым для DA2. После окончания импульса на третьем выходе микросборки DA1 устанавливается напряжение низкого уровня, которое через диод VD2 и сопротивление R4 поступает на времязадающую емкость C4 DA2 и принудительно устанавливает на нем напряжение, стремящееся к нулю, тем самым, блокируя дальнейшую генерацию импульсов на третьем выводе микросхемы DA2. Импульсы с этого вывода через резисторы R8 и R9 следуют на биполярный транзистор VT1, в коллекторную цепь которого подсоединено реле К1. Коммутация сигнальных ламп происходит нормально замкнутыми контактами. Компоненты R1, C1 и VD1 требуются для быстрого перезапуска таймера серии 555.

В предыдущих публикациях уже затрагивалась тема стоп-сигнала с динамической подсветкой, вернее, был упомянут вариант стоп-сигнала с бегущими огнями. Смотрите статью «Стоп-сигнал бегущие огни». Некоторые удовольствуются обычным миганием стоп-сигналов. В потоке это будет привлекать взгляды других участников движения. И есть даже преимущество такого варианта - сложность схемы будет достаточно невысока. Именно о мигающем сигнале и пойдет речь в этой статье.

Итак, упрощённый мигающий стоп-сигнал очевидно уступает в зрелищности использования своему старшему брату, но и сделать такой вариант заметно проще. Нет худа без добра. Между тем, есть некоторый момент юстировки в данном случае, а именно подстройка частоты мигания светодиодов. Управлять этим можно, используя конденсаторы различной ёмкости. От слов к делу - обратимся к электрической схеме

Мигающий стоп-сигнал своими руками может быть сделан на основе уже известной нам схемы стоп-сигнала с бегающими огнями, о которой рассказывалось в предыдущих выпусках. Схема основана на микросхеме КА561ЛА7, на 2 из ее элементах организован мультивибратор. Для получения более качественного цифрового сигнала на выходе третий элемент микросхемы используется как инвертор, играющий роль сепаратора аналоговой схемы и мультивибратора. Как мы упоминали выше, частота мигания напрямую зависит от ёмкости конденсатора. Зависимость обратная - чем выше ёмкость конденсатора, тем медленнее происходит мигание. С другой стороны, конденсатор с меньшей ёмкостью обеспечит более высокую частоту мигания. Наравне с этим, резистор, находящийся в цепи конденсатора, также имеет некоторое влияние на частоту - через него происходит цикл перезарядки конденсатора.

Теперь расскажем о том, как работает силовая часть схемы. Управляющий сигнал поступает на базу транзистора КТ816Б. В течение положительного полупериода транзистор превращается в проводник, пропуская через себя электрический ток. Благодаря этому, на выходе транзистора получаем гораздо большую мощность, чем мы могли бы получить, используя только микросхемы.

Это значит, что питания будет достаточно для подключения цепи светодиодов. В качестве предохранителя, или стабилизатора напряжения, рекомендована микросхема КР142ЕН 5 Б. Как известно, в таком случае стабилизация напряжения будет осуществлена на уровне 5 В. Подробнее в статье «Как получить 5 вольт из 12 вольт»

Таким образом, при подаче питания на схему подключённые светодиоды будут моргать с частотой, определённой конденсатором и резистором управляющей цепи.

Если ваш штатный стоп-сигнал запитан от 12 В, то схема КР142ЕН 5 Б будет не нужна. Вместо этого для упрощения можно подключиться к эмиттеру транзистора в качестве положительной клеммы, отрицательной клеммой классически может выступать кузов. После подключения в таком режиме можно оставить штатные стоп-сигналы, без подключения дополнительных светодиодов.

Микросхема – рассмотрим сначала ее аналоги. Проще всего обзавестись американским вариантом CD4011A «Texas instruments». Микросхему, произведенную в США, найти будет достаточно сложно, однако китайских вариантов на рынке в избытке.

Конденсатор С1 имеет следующие параметры: ток – переменный, напряжение выше 16 В. Резисторы должны справляться с мощностью 0,25 Вт как минимум. Светодиоды можно ставить любые, которые удовлетворяют требованию по напряжению выше 3,3 В. Также важным их показателем является цвет – стоп-сигналы должны быть красными.

Универсальная монтажная плата отлично справится с ролью основы нашей схемы, нужно лишь организовать соединение элементов гибкими проводниками, что само по себе является самым простым способом реализации. Также не потребуется какой-либо настройки или наладки, важно лишь все собрать верно и желательно протестировать перед пуском в эксплуатацию.

Единственным недостатком можно лишь отметить отсутствие какого-либо управления по принципу моргания. Такая схема обеспечивает моргание стоп-сигнала от момента нажатия на тормоз до полного его отпускания. Логично предположить, что моргать стоило бы 3-4 секунды после нажатия, а далее светить постоянно. В следующей схеме мы рассмотрим реализацию именно такого варианта.

Электрическая схема моргающего стоп-сигнала «вариант 2».

Такая схема реализует вариант мигания в течение первых мгновений срабатывания стоп-сигналов, а далее светодиоды должны светить ровно, без мерцания. В основу схемы положены 2 таймера на базе микросхем NE 555. Сперва формируемый сигнал управления дискретно поступает на транзистор аналогично первой схеме, а затем на его базе формируется постоянное напряжение. В конце концов реле перестает срабатывать и превращается в проводник.

Отметим, что если необходимо исключить влияние схемы, необходимо перевести выключатель SW1 в положение 1-2. Тем не менее, транзистор и реле будут использоваться после такого переключения.

Для увеличения схемы мигающего стоп-сигнала достаточно щёлкнуть по картинке, там же находится описание и маркировка деталей.

Указанным ниже образом может выглядеть монтажная плата моргающего стоп-сигнала своими руками, при этом схема реализуема и на универсальной монтажной плате.

Здесь показан вариант готовой платы со стороны дорожек.

С верхней стороны – сторона распайки деталей.

Вариантов создания такого прерывистого стоп-сигнала несколько. И то, как схема будет работать, и то, каким будет результат, отличается. При этом любой из вариантов легко реализуем самостоятельно, на руку сыграет как простота электрических схем, так и дешевизна компонентов.

В актив также можно записать отсутствие в необходимости использования программируемых контроллеров.

Теперь дело за вами – выбрать наиболее подходящий вариант и организовать доработку. Желаем вам, чтобы полученная информация окажется для вас полезной, а результат – соответствующим ожиданиям!

Как-то будуче в Питере заметил, что у впереди идущей машине мигающий стоп-сигнал. Интересно стало, тоже решил сделать себе подобный стоп-сигнал. Цены на подобные девайсы стартуют с 400 руб.

И как раз нашёл несколько вариантов мигающего стоп-сигнала. Свой выбор остановил сделанный на знаменитом таймере NE555.

Для сборки нам понадобится:

Микросхема- NE555, Диод- 1n4007, Транзистор- IRF540, C1- 22мкф, С2-10мкф, R1-1k, R2- 5k, R3- 10k, R4- 470k, Макетная планка, контакты.

Принципиальная схема мигающего стоп-сигнала

Собранная схема

Монтаж на монтажной планке

Схемка установлена в панель стоп-сигнала

Мне нравится паять на монтажной планке. Да это очень утомительно, но зато не нужно возится с травлением платы.

При пайке соблюдайте аккуратность особенно с полевым транзистором, ножки транзистора лучше придерживать пинцетом для теплоотвода. Строго соблюдайте полярность в момент сожжёте всю схему. Для подстраховки в схему можно включить диод в разрез плюсовой шины.

Вот как работа сигнала видна со стороны.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх